Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

ВЛВиктор ЛевинОбозревательНа десятом месяце 2025 года крупнейший после АвтоВАЗа автопроизводитель в России — калининградский «Автотор» опубликовал статистику за 2024 год. Оказалось что завод, рассчитанный на выпуск 280 тысяч машин, выпустил всего 30 тысяч, хотя обещал в четыре раза больше. О причинах провала — в статье «НИ»

Виктор Левин

Статистика со слезами на глазах

Можно представить, с каким тяжелым сердцем начальство «Автотора» разрешило наконец представить данные о своей многотрудной деятельности за прошлый год. Скрывать провал дальше было бы уже совсем неприлично. Ведь не снаряды и пушки делает калининградский автомобильный кластер, и режим секретности ему никак не положен.

А тут еще помнящий все и всех интернет забит публичными обещаниями начальства на 2024 год.

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Ну, а почему бы и не выпустить, если конвейеры завода могут выдавать до 280 тысяч автомобилей, если в прекрасном 2019 году сделали аж 213 тысяч машин? Правда, это были немецкие БМВ и корейские «Хендэ» и КИА, которые разлетались по России как горячие пирожки.

В 2022 году бывшие партнеры свернули бизнес в России. В 2023 году «Автотор» дособирал то, что осталось на складах, выпустив всего 29 тысяч авто. Но оптимизм вселяло первое знакомство с китайцами, которые, казалось, готовы были завалить наш автогигант на сто лет вперед.

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

В отличие от «Москвича», «Автотор» не стал класть все яйца в одну корзину и решил собирать аж 20 (!) китайских колесниц одновременно: три кроссовера SWM (G01, G01F, G05 Pro), две модели BAIC (кроссовер X35 и седан U5 plus), три модели KAIYI (седан E5, кроссоверы X3, X3 Pr, X7 Kunlun), три модели Forthing (T5, T5 EVO, M4 YACHT), а так же JETOUR DASHING и микроавтомобиль на электротяге EONYX в трех вариациях. Но и этого показалось мало. «Автотор» обьявил о выпуске электромобиля под своим брендом — АМБЕРАВТО А5 и четырех грузовых машин с именем АМБЕРТРАК.

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

— Наверное, на «Автоторе» решили, что с уходом мировых брендов российские покупатели будут брать любые китайские автомобили. Но в реальности они оказались более разборчивы. — полагает автоэксперт «НИ» Игорь Лемешев, добавляя, что налицо — стратегическая ошибка менеджмента в выборе партнеров.

В 2024 году, как показывает статистика «Автотора», лидером по сборке стал Baic, составив примерно 31% от всего автопроизводства. Модели Kaiyi заняли около 26% от общего количества выпущенных машин, Jetour — 20%, а SWM — 10%. Электромобили «Амберавто», выпускаемые «Автотором», обеспечили примерно 4% от общего объема. На марки Forthing и «Амбертрак» пришлось по 1% производства. Оставшиеся 7% заняли коммерческие транспортные средства. Все вместе они обеспечили меньше двух процентов российского авторынка!

Читайте также:  Вслед за Китаем и Англией: как скоро интернет в России станет уделом избранных

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Сегодня председатель совета директоров «Автотор Холдинга» Валерий Горбунов говорит, что итоги деятельности предприятия в 2024 году «в значительной степени соответствовали общей обстановке на российском авторынке». Он уточнил, что из-за нестабильности рынка, колебаний спроса, трудностей с логистикой и прочих обстоятельств, было необходимо внести изменения в производственный план.

Однако оправдания Горбунова противоречат состоянию авторынка в 2024 году: за прошлый год было продано 1 571 272 новых легковых автомобиля, что на 48,4% больше, чем в 2023 году. То есть общая обстановка была более чем благоприятная! В отличие от 2025 года с его падением на тридцать процентов.

В чем проблема «Автотора»?

Даже беглый взгляд на модельный ряд выпускаемых машин показывает, что это по сути один и тот же автомобиль — эдакий коллективный «Чери Тигго», бюджетный кроссовер В класса с одним мотором на 1,5 литра мощностью от 103 до 170 л. с. и одним вариатором или роботом. Ценовой диапазон от 1,7 до 2,5 млн рублей аналогичен известным моделям «Чери», «Хавэйл», «Чанган», но с той принципиальной разницей, что первая тройка китайцев уже известна массовому российскому покупателю, а модели от «Автотора» не более чем загадочные ноунеймы. Число дилеров у них небольшое. Уверенности в том, что они вообще сохранятся через 3-5 лет, никакой.

Например, в 2024 году продажи автомобилей Kaiyi в Санкт-Петербурге упали на 45% — за год дилеры реализовали лишь 250 машин. В течение того же года ряд петербургских компаний прекратил партнерство с Kaiyi, объясняя это небольшими продажами, малой узнаваемостью бренда и его неконкурентоспособностью в РФ. К середине 2025 года в Санкт-Петербурге осталось всего два дилерских центра Kaiyi. За первые 5 месяцев 2025 года в городе зарегистрировали всего 69 новых Kaiyi.

А вот что пишут эксперты о проблемах Forthing:

Посчитали — прослезились: почему китайский автопром не спас калининградский «Автотор»

Ничем не лучше были продажи SWM — 1700 машин за год. В феврале 2025 года СМИ писали, что китайский автопроизводитель SWM столкнулся с низким спросом в России и рискует покинуть российский рынок.

Правда, провал «Автотора» не мешает главе Минпромторга Антону Алиханову включить все 20 калининградских брендов в бравурный отчет о возрождении отечественного автопрома (он выпускает, по словам министра, аж 52 модели!) и грядущей пользе растущего в 100-200 раз утильсбора для машин мощнее 160 л. с. Начальство «Автотора» так же одобряет новые ставки утильсбора. Они бесспорно помогут встать на ноги российским производителям второсортных китайских автомобилей.

Читайте также:  Дрон сбит в Воронежской области

Дело за малым — убедить и российских покупателей отдать свои миллионы рублей за ноунейм-кар с шильдиком «Сделано в России».